Славный образ Богородицы, именуемый Ченстоховским, находится в городе Ченстохове Петроковской губернии, в латинском монастыре ордена Паулинов или Павликиан, — это в 215 верстах от г. Варшавы на юг, по Варшавско-Венской железной дороге и в 80 от г. Петрокова, не доезжая 74 версты до Австрийско-Прусской границы.[прим]
Город Ченстохов[прим] обширен и довольно красив, расположен на левом берегу реки Варты,[прим] железная дорога пересекает его и станция её в самом городе. Название свое г. Ченстохов или Частохов имеет от холмистой местности, на которой он расположен с своею Ясною горою и которая со всех сторон окружает его. Ясная его гора, на которой монастырь с высокою колокольнею, выше всех окружных холмов и возвышенностей волнообразной местности и видна со всех сторон весьма далеко, так что идущему или едущему к городу с какой бы то ни было стороны, включительно с железнодорожным теперь[прим] путем, эта Ясная гора с разными городскими строениями то покажется, то скроется — «часто ховается», часто, а по-польски — «ченсто», скрывается — от пути, извивающагося по холмам и ущелиям, — с железной дороги по пути от Варшавы Ясная Частоховская гора с её высокими зданиями и монастырскою колокольней тоже видна за несколько верст сначала с левой стороны, а потом уже с правой и так, что то покажется, то скроется, по извилистости пути и по неровности местности то возвышенной, то низменной.
Состоит город из двух, как бы особых одна от другой, частей: «стараго Частохова» у р. Варты, по левую сторону от железной дороги, с севера, собственно торговая часть, и «Частоховки» — по нагорью Ясной горы, где и монастырь с св. иконой Богородицы. Обе части соединяются прямою прекрасною аллеей из каштанов и белой акации, в 4 линии дерев, длиною в полторы версты, называющеюся Александровскою, в память ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА благословенного, бывшего здесь в 1821 году[прим] и лично указавшего проведение её.
Эта аллея представляет прекрасное место для гулянья. По обе стороны её мостовая для езды и сплошные больше каменные дома красивой архитектуры со множеством магазинов, гостинниц, в общем — это улица св. Девы Марии. Она с аллеею в средин, прямо против главнаго монастырскаго костела на горе, так что главный, огромный, монастырский костел с большою со вне его иконою Богородицы и высокою колокольней вполне виден со всякого пункта аллеи и улицы на всем протяжении их. Видна также и величественная фигура — памятник — Императора Александра Николаевича — царя освободителя, стоящая в примонастырском парке на возвышенном пьедестале прямо против средины этой аллеи. С горы, на которой расположен монастырь, во все стороны виды прекрасные, — от этих «ясныхь»-прекрасных видов самая гора называется Ясною. По склону горы, к стороне „Старого“ города, от монастыря обширный, прекрасный парк, отлично распланированный, с громадным в оном памятником Императору Александру II, со множеством душистых тополей, белых огромных сиреней, акаций, каштанов…
Место возле вокзала железной дороги у средины средней аллеи представляет прелестный цветник, широко и длинно раскинутый, окруженный большими деревьями и каштановою аллеей со стороны дороги. Обширный прекрасный парк, занимающий весь большой погост прекрасной православной церкви, против городской ратуши, окаймленный чугунною оградой красивого рисунка, в средине города, придает немало красоты общему виду всего этого густо и чисто заселенного места.
Почва земли в г. Ченстохов песчано-каменистая, отчего и в самое сырое время не бывает большой грязи. Все улицы вымощены. В город с разных сторон приводят шесть дорог и все шоссейные. Невдалеке от города, к югу, сосновый лесь. Река Варта протекает по минеральным залежам и доставляет отличное и полезное купанье. На ней, в городе же огромная бумажная фабрика, мельница… Постоянных жителей в городе до 25000. Пришлаго люда всегда множество, особенно в летнее месяцы. В город постоянно квартируют войска. Особенно прекрасен вид на г. Частохов с крутой горы за р. Вартой и каменоломнями. Отсюда весь город виден, как на ладони, со всею окрестностью, венчаемый монастырем. Вид отсюда одинаково прелестен как летом так и зимой. Сосновые, всегда зеленые леса, окаймляюще обширную долину, где находится Ясная Частоховская гора, замыкают горизонт. Железная дорога всегда в движении — то с севера, то с юга. На горе этой есть ветряная мельница — посетитель не пожалеет, если взберется на галлерею этой мельницы, чтобы оттуда взглянуть на восхитительную местность и полюбоваться ею, — путь же туда, к этому кряжу, на восток, удобен, — чрез этот горный перевал идет шоссейная дорога к м. Мстову.
В монастыре св. икона Богородицы помещается в «старом, дальнем костеле — каплице»,[прим] за главным огромным костелом, чрез небольшой внутренний корридор от последняго, о бок с помищением ризницы. Здесь она стоит у восточной стороны храма, прямо над главным престолом вверху, на высоте более двух аршин от него, в громадном киот, украшенном множеством разных изображений, с зеркалами, по обычаю западной церкви. По потолку этого костела-„каплицы", пред нею висит множество лампад и паникадил разной величины и формы, а с боков крокштейны со свечами. По сторонам ея несчетное количество разных металлических привесок, изображающих руки, ноги, глаза и другия части человеческаго тела. Это вклады усердствующих ко святой иконе, страдавших или страдающих какою либо болезнею, в надежде получит исцеление, или в благодарность и память уже совершившегося облегчения. Над самою иконою большая бархатная завеса на две стороны и корона, которую поддерживают резные огромной величины херувимы.
Обыкновенно, св. икона бывает закрыта, по обычаю Латын, особою отдельною металлическою доскою с изображением Богородицы, поднимающеюся на блоке. В силу того же обычая, к ней никто никогда не прикладывается, да и не может прикладываться, потому что и доступа к ней надлежащаго совсем нет. Открывают же ее, обыкновенно, на время богослужений: в 9 часов утра на время совершения литуртии на престол под нею и в 3 часа пополудни на время вечерней службы, каждый раз при потрясающих звуках громадного органа, а иногда и других музыкальных инструментов, с пением. Кроме этого времени, она открывается лишь в особенных случаях — при посещениях, например, каких-либо именитых лиц, и всегда пред открытием св. иконы звонят в колокольчик — таков обычай в латинской церкви. Киот, где она помещается, с престолом под ним, стоит далеко от стены, так что можно свободно обходить вокруг него[прим]. Тут почти всегда движутся на коленах особенно усердные из поклонников.
Некоторые из поклонников святыни Ченстоховского монастыря движутся на коленах от самых монастырских ворот, через весь двор, устланный камнем и через все костельные переходы, одетые всплошь чугунными плитами. Иные двигаются ползком к монастырю, как только увидят монастырь с дороги — верст за 7-10. Некоторые женщины, приезжающие по железной дорог, двигаются на коленах к монастырю от самой железнодорожной платформы, — иные несут при этом детей на руках.
Движение же людей на коленах около престола или Богородичного киота бывает почти постоянное, когда только есть сторонние богомольцы в храме. Храм, где находится св. икона, давний, старинный, обращен прямо на восток, внутри мрачный, вплоть обстроен пристройками[прим] и потому с внешней стороны мало заметен. Снаружи видна только небольшая восточная сторона его, несколько выдающаяся полукругом. С этой внешней стороны, прямо против того места, где находится св. чудотворная икона Богородицы внутри храма, поставлен большой образ Богоматери, подобный подлинному, видимый весьма далеко, как уже и было замечено выше. Пред ним водружен большой фонарь, свет из которого виден ночью отовсюду, откуда только виден костел.
Поклонники обыкновенно во множестве в летнее время располагающиеся по парку, окружающему Ченстоховский кляштор, поют в вечернее время пред этим образом различные гимны под аккомпанимент костельной музыки, тоже помещающейся тут же на площадке против образа, за стеною кляштора или монастыря, а иногда и на балконе, у самого св. образа, вверху, где фонарь пред ним. Музыка и пение, при вечерней и ночной тишине, разносятся, обыкновенно, на далекое пространство. В усердствующих петь вообще не бывает недостатка.
Святая Ченстоховская икона Богородицы весьма древняя и, несомненно, восточного происхождения. Вся она представляется потемнелою и даже почернелою от времени — до того, что снизу, даже вооруженным глазом, весьма трудно рассмотреть всю ее иконопись. Видеть же ее вблизи и всю, как она есть на доске, доступно только для некоторых, ближайших к монастырскому начальству лиц, в то время когда бывает мена риз на св. иконе.[прим] Вообще начальство монастыря весьма неохотно показывает св. икону кому бы то ни было, особенно из малоизвестных и сторонних лиц, — не то, как в православной церкви, гдё решительно все св. иконы всюду не только на виду у всех, но и настолько близки ко всем, что каждый совершенно свободно может и лобызать их и, конечно, обзревать.
Лик Богородицы большой, величаво-строгий, византийского стиля, с замечательным выражением нежно-материнского чувства и девственной свежести, во взоре проявляет невозмутимое и вполне спокойное состояние души. Полагают, что об этой именно св. иконе Богородицы говорил в свое время (857-860 г.) свое знаменитое слово знаменитый цареградский патриарх бл. Фотий «с амвона великой церкви, в присутствии христолюбивого царя, когда, после тяжелого времени иконоборства, открыта была живописная икона Богоматери»:
«Се, Дева-Матерь смотрит девственно и вместе матерински, и по этой обоюдности в одинаковом лице своем обнаруживает два действия своей воли, вполне выражая в нем не одну девственность, но и материнство. Знать, живописец вдохновлен был свыше: так верно подражал он природе! Она с внутренним восторгом сострастно смотрит на Рожденного, склонив к Нему лице свое, а по причине бесстрастного и сверхъестественного рождества удерживает невозмутимое и спокойное состояние души, отчасти выражая оное и во взоре своем. Смотря на нее, ты сказал бы, что она и без чьего-либо вопроса, — как же ты девствуешь, когда родила? — не отказывается говорить. Так живо красками написаны уста ее! Они сжаты и умолкли от какой-то тайны, однако нет в них и неподвижного спокойствия. Во всем лике не видно никакой искуственной прикрасы: напротив он как бы живой первообраз. Так написанный образ Девы имеет в себе печать произведения истинного, всесвятого православия».[прим]
Все изображение Пресвятой Богородицы поясное, представлено несколько вбок-влево, в направлении к Сладчайшему Иисусу, которого Пречистая держит на коленях. Правое плечо ее выставилось и правая рука ее простерта на груди в направлении Богомладенца. На ней две одежды: нижняя малиновая, одного цвета с одеждою Спасителя, в складках, — верхняя синего цвета с золотыми звездами и золотою каймою, плотно покрывает голову до половины лба и до щек и спускается на плечи, бока и руки полным одеянием. Спаситель представлен сидящим в прямом положении на левом колене Богоматери. Голова Его непокрыта ничем; - волоса курчавые, оливкового оттенка; — выражение лица дышит особенною детскою простотою и добротою и, при сохранившейся нежности во взорах, неотразимо внушительно. Правою рукою Он как бы намеревается совершать крестное знамение и персты его слагаются для этого, как оно совершается у православных. В левой рук Его позлащенный ящик, который Он держит у пояса своей одежды. Одежда Его верхняя с рукавами и разрезными полами, малинового цвета, вверху у шеи застегнута, посредине опоясана, внизу ровно достигает ног, в воротнике, у рук и подоле окаймлена золотою каймою, как и верхняя одежда Богородицы. Обе ноги Его — вместе, у колен Пречистой Матери. Левая рука Богоматери охватывает Его ниже пояса. Вся поза Его выражает, что он уже не первых недель жизни. Фон иконы — простая доска, не окрашенная ничем. Около глав обоих ликов золоченые круги или нимбы, как вообще принято писать св. иконы в Православной церкви. В кругах же этих — золоченые городки треугольниками от голов к окружности кругов, в рельеф. Вокруг глав, в поле, золоченые, рельефные, овальные звезды, числом двенадцать. Доска кипарисная. Длина ее — аршин и семь с половиною вершков, ширина — аршин и два вершка, толщина — вершок. Корон нет ни над ликом Богородицы, ни над ликом Спасителя. Короны помещаются, обыкновенно, на ризе, украшающей св. икону. Они приданы св. иконе и возложены на ризы впоследствии, от римского папы, как знак признания св. иконы несомненно чудотворною со стороны его авторитета.
Святая Ченстоховская икона Богородицы несомненно принадлежит к древнейшим и драгоценнейшим памятникам Православной Восточной Вселенской церкви. Происхождение ее предание возводит к св. евангелисту Луке. Оправданием достоверности предания этого может служить сходство Лика Спасителя на этой св. иконе и самой Богородицы с ликами их на двух известных у нас св. иконах, именно: иконы Владычицы в большом Московском Успенском Соборе, именуемой Владимирскою, и на св. икон Ее же, находящейся в Виленском Свято-Троицком монастыре, преданием относимых к кисти св. евангелиста Луки. Передается, что св. Лука лично в доме, где совершена была Господом Спасителем тайная вечеря с учениками Его и произошло сошествие св. Духа на св. апостоловь, просил Пречистую, чтобы Она дозволила снять с себя священное для христиан изображение Ее, и, получив на это соизволение, тем же самым делом выполнил свое святое желание. к утешению всех, в нескольких снимках. Передаются повествователями особенные подробности и относительно самой доски, на которой написана св. икона, именно: по возвращении святого Семейства из Египта в г. Назарет Галилейский, когда Господу Иисусу Христу было около семи лет, праведный Иосиф Обручник, по ремеслу древодел-столяр или плотник, сделал из кипарисового дерева небольшой стол. В этом его труде помогал ему божественный отрок Иисус. Верхняя доска этого стола, освященная разными занятиями и орошенная молитвенными трудами Спасителя Христа, Пречистой Девы Марии и праведного Иосифа, впоследствии была перенесена верными из г. Назарета в Иерусалим и там тщательно сохранялась в дом Зеведея, отца св. Иоанна Богослова, находившемся на горе Сион. Когда же св. апостол и евангелист Лука, искусный живописец, из Антиохии — столицы Сирии — прибыл в Иерусалим, верующие упросили его написать на этой кипарисной доске икону — верное изображение Богородицы с Богомладенцем, — что Он и выполнил незадолго пред Успением Пресвятой Девы.
По свидетельству того же предания, св. иконы Богородицы, написанные св. живописцем, первоначально находились в Иерусалиме, в доме возлюбленного ученика Спасителя и усыновленного Сына Богоматери, св. евангелиста Иоанна Богослова. После смерти Пречистой они соблюдались верующими, как особая драгоценность. В 66 году, пред грозным нашествием Веспасиана и Тита на Иерусалим, христиане, ввиду приближающегося разрушения города Иерусалима, помня предсказание Господа об этом и согласно указанию Его («тогда сущии во Иудеи да бежат в горы… аминь глаголю вам: не имать остати зде камень на камени, иже не разорится»… (Матф. 24:16,2), ушли в горы и взяли с собою святыню, какую могли захватить.
В числе священных предметов вынесены были из Иерусалима в это время и св. образа Богоматери, которые поставлены были Христианами в Пелле, городке, расположенном между горами, в одной пещере, где верующие собирались для совершения богослужений.
Когда св. равноапостольная царица Елена была в Палестине, она воздвигала там великолепные храмы в честь Пресвятой Богородицы на местах, ознаменованных жизнию и делами Ее. Так воздвигнуты были ею: храм Пресвятой Девы Марии в Вифлееме, в Назарете, где обитало святое семейство, в Иерусалиме, на месте, где Пресвятая Богородица после безуспешной просьбы пред Пилатом о божественном Сыне встретила сладчайшего Иисуса поруганным и изнемогшим под тяжестью креста, сама упала от изнеможения и скорби… За великое благочестие св. царицы и усердие ее к Пресв. Владычице Богородице, из почтения к высоким бесценным заслугам ее Христианству, верные вручили ей при отбытии ее из Иерусалима в Царьград между несколькими священными предметами и сию благодатную икону Богородицы. Благочестивая Государыня приняла эту св. икону, как драгоценный дар самой Пречистой, и привезла ее в новую Христианскую столицу, как благословение св. земли и высших небес лиц. В сказаниях означается даже день поднесения св. иконы Богородицы св. царице Елене — 6-е Марта, и в православных святцах и календарях празднество св. иконе Богородицы Ченстоховской именно отмечается 6 Марта.[прим]
Св. Икона помещена была сначала во дворце, в моленной св. Елены, потом для нее сооружен был особый храм в Царьграде; там долгое время оставалась св. икона, будучи чтима всеми верующими с особенным благоговением. Во времена иконоборства, супруга Императора Льва IV Исаврянина—иконоборца взяла св. икону из храма к себе в царские палаты и там хранила ее, завещав своим приближенным благочестивым людям неприкосновенно беречь святыню и на последующие времена. В наиболее опасное время иконоборческего периода св. икону увозили в Антиохию. Благочестивые люди, при участий особенно ревностных пастырей церкви (св. Германа, Никифора…), особенно оберегали ее, подвергая опасности даже самую свою жизнь. Из Антиохий, по миновании опасного времени, св. икону снова возвратили в Константинополь.
Из Константинополя или Царьграда св. икона перешла в Славянские земли, - ее перенесли сюда святые равноапостольные просветители Славян Кирилл и Мефодий, как драгоценное благословение себе в равноапостольных просветительных подвигах и всему своему делу, и всем странам и народам, которых они имели своим делом просвещать апостольски и как на всегдашний залог священной связи сих стран и народов с православным Востоком и святою Восточною апостольскою церковию, от коих пошли они, — когда отправляемы были сюда из Царягряда блаженным патриархом Фотием.
В Х столетии св. Икона была уже в православной Галиции и именно находилась в русском городе Бэлз (в северо-восточном углу Галиции, в Жолковском округе Австро-Венгерской империи),[прим] в тамошней восточно-православной церкви княжеского двора. Состояла же она там более 300 лет и была все время в особенно великом почитании, как святыня замечательнейшая.
От времени нахождения св. чудотворного образа Богородицы в г. Белз осталось известным замечательное проявление чудесной его силы. Было нападение диких Монголов на г. Белз. Св. икону осажденные в замке нарочито выставляли на стену городского замка, в ограждение его. Татары не унимались и пускали стрелы, направляя их как бы нарочито к замковой церкви княжеских палат, издеваясь нагло над святыней. Одна из стрел, направленная к церковному окну, вблизи которого был киот с стоявшей там св. иконою Богородицы, пролетев окно, прямо вонзилась в пречистый лик Богоматери, в шейном его месте. Из раны истекла кровь, как бы из живого тела. А на татар спустилась некая великая вредоносная мгла, ими овладело великое омрачение. Очутясь во тьме, они подняли оружие сами на себя и против своих;— убивая же себя и друг друга, они во множество гибли сами собою и таким образом сами вынуждены были оставить осаду замка и уходить. Отражение их осажденными уже было легкое и победа над ними была полная. От этого времени на св. икон остался знак в вид язвы треугольной формы, видимый и осязаемый доселе на ней, в означенном месте.
Когда, во второй половине XIV вика, Галиция перешла под власть Польского Короля Казимира, «претворявшего святые церкви в Латинское служение» и «сотворившего много зла Православным Христианам», а по смерти сего Казимира стала княжеством самостоятельным под княжением Ладислава или Владислава Опольского, из Православия перешедшего в Латинство и называвшагося «апостолом Латинства», св. икона Божией Матери взята была из г. Белза сначала во Львов, (состоявший в полном владении поляков), 1377 г., а потом — в 1382 году и совсем увезена была из Православной Галицкой Руси. Ее увезли в западную часть владений князя Владислава Опольского, в средину-центр господствовавшего в то время в тех местах Латинства, куда увозились в те времена из Православных земель Галицкой Руси вообще разные и многие святыни, составлявшие исконное достояние православной церкви, — в Велунскую область.[прим]
Сохранилось сказание, что пред тем как приступать к исполнению предположенного взятия св. иконы из Белзской православной церкви, овладел бравшими какой-то великий страх и сильная боязнь чего то… Но, не смотря ни на-что, икону таки взяли… Взять же могли ее только все-таки после коленопреклонной усильной молитвы пред нею. А город Львов оплакивал увоз из него святого образа Богоматери князем Ладиславом, как никогда христианский народ оплакивал успение Пречистой Девы Марии.
Передается, что на пути в Велунь, князь Ладислав в сумерки на 9 августа 1382 года, остановился у селения Частоховы на ночлег и находившуюся с ним св. икону Богородицы поместил на ночь в Частоховской приходской деревянной церкви Успения Божией матери, находившейся на так называемой Ясной Частоховской горе. Когда же на другой день хотели взять св. икону Богородицы из церкви, чтобы князю ехать с нею дальше, то посланные за ней никак не могли взять ее с места ее в этой церкви стояния. По этой причине князь решил оставит св. Икону на этой Ясной Частоховской горе, в церкви ее, неприкосновенно. Покатая гора, с вершины коей прелестный вид во все стороны, невдалеке Ольштинский замок, составлявший вместе с Частоховскою горою собственное владение Ладислава, расположили князя, при этом, совсем остаться и самому в этих местах на постоянное жительство. При сем, ему передали, что еще прежде некоторые видали особенно светлые лучи на том месте, где стояла св. икона Богородицы в эту ночь ночлега в Частохове. Поселясь в Ольштине,[прим] князь Ладислав оставил Чудотворный образ Богородицы на своей Ясной горе навсегда.
Деревянная Частоховская церковь вскоре была разобрана и на месте ее, ради св. иконы Богородицы, построен Владиславом каменный храм, обращенный, как и бывшая деревянная церковь, прямо на восток, и при нем большие каменные здания для монастыря, по образцу монастырей латинских. Храм этот — тот самый, в котором помещается св. икона Богородицы и теперь. Когда все строение было готово, на Ясную гору Частоховы прибыли из Венгрии, из Латинского монастыря Ноштры, шестнадцать монахов Павлинов, или Павликиан—Паулинов Латинского Ордена св. Павла Пустынника и заняли монастырь. Отсюда, на шпице высокой колокольни Частоховского монастыря, вместо обычного на всех подобных зданиях св. креста, поставлено резная изображение летящего ворона с тремя шариками и хоругвью, держащего в клюве булку-герб сих павликиан, имеющееся там доселе.[прим] Так св. Икона Богородицы поступила в ведение Латынян-Павликиан, или Паулинов, у которых с тех пор остается поныне, именуясь от, местности Частохова Чястоховскою, Частоховскою или, по произношению поляков, Ченстоховскою.[прим]
Монастырь наделен был от князя Владислава значительными вкладами, ему предоставлено было целое селение — Каводжи — с землями, которые увеличивались вкладами других именитых лиц и разными привилегиями со стороны разных владетельных особ, между которыми особенно выдающейся благодетельницей отмечается в монастыре известная королева Ядвига с королем Владиславом Ягайло, собственноручно сделавшая богатую ризу на св. икону, украшенную драгоценными каменьями. Владислав Ягайло, поставленный наместником папы римского в Польшу и в русских областях и обязанный особою присягой всемерно заботиться о распространении и упрочений латинского в сих местах вероисповедания, придал Частоховскому монастырю имения: Грабовку, Шарлейки, Колень… и, после Владислава Опольского, считался вторым «Фундатором» его.
Но как по видимому ни надежно и упроченно обосновались и обустроились оо. Павликиане на Ясной Частоховской горе при св. чудотворной иконе Богородицы, была же все-таки попытка извлечь святую Богородичную икону из принадлежности ее им, и не в особенно отдаленное по вселении их там время. В 1430 году, противники Латынства из Богемии, Моравий и Силезии, в союзе с не признававшими правоты римско-католического исповедания местными-Частоховскими жителями, вступив силою в Ясногорский монастырь и разогнав, побив, там оо. Паулинов, захватили с разными драгоценностями св. икону Богородицы, — только увезти ее сосем не удалось им. Невдалеке от монастыря, к югу, в ложбине, где теперь костел св. Варвары с огромными зданиями и большим садом, воз, на котором находилась св. икона с разной утварью, как-то загряз в тине, и загряз так, что 4 везшие никак не могли высвободить его оттуда. Передается, что один из возниц, спеша высвободить воз из тинного болота облегчением от клади, наскоро скинул лежавший поверх всего св. образ Богородицы. Доска св. иконы ударилась при этом о что-то твердое и распалась на три части, — однакоже так, что святые лики Спасителя и Пречистой Богородицы остались целы. Другой из возниц, имевший при себе оружие, барахтаясь при этом в грязи, невзначай нанес своею саблей две царапины всечестному лику Владычицы, которые с того времени так и остались и остаются доселе на правой щек священного ее лика. Некоторые из бывших при этом стали замечать с ужасом разные чувствительные бедствия: тело одного стало вдруг распухать, у другого одеревенела рука, иные почувствовали омрачение в зрении, несколько лиц поразились болью, — все предпочли, оставив этот злосчастный загрузший в болоте воз с изломанной и отчасти обезображенной св. иконою, просто бежать, и ушли, кто и как мог, за прочими передними возами своего обоза.
Паулины, незаметно издали следившие за происходящим и за удалявшимися нападавшими, как только последние скрылись, не замедлили собраться к месту, где остался воз с грузом. Здесь благочестно извлекли из грязи и тины священные доски св. иконы и там же, обмыв их из ключа свежей чистой воды, оказавшегося у той же ложбины, с подобающим благоговением и честью взяли благодатную святыню снова в свой монастырь, где, кое-как соединив доски, поставили икону на место прежнее. В память же о происшедшем, поставили большой крест у того ключа, где св. икону обрели и очистили. Этот ключ и есть тот колодезь с каменной над ним большою часовней, который находится и поныне у Варваринского костела при большой дороге, откуда в огромном количестве разбирается и разносится всюду вода благочестивыми богомольцами в бесчисленных пузырьках и бутылках, — вода холодная, чистая и приятная, — большие липы, грабы окружают часовню, — тут же луг и поле, — место для отдыха после долгого пути и богомоления и вообще привала самое, удобное, а при прохладе в жаркое время прелестное особенно.
Так как в этом нападении на монастырь участвовали некоторые из Частоховских жителей, то на них и обрушилась месть за происшедшее, — всем оказавшимся замешанными в этом деле король Владислав с польским рыцарством присудил отсечь головы, что и исполнено в 1431 году, — а местному магистрату, по просьбе паулинов, вменено в обязанности охранять обитель. Против дальних же противников Латынства — чехов составлен был крестовый поход, окончившийся полным торжеством последних в победе крестоносных войск у Домалжице 14 августа 1431 года.
В 1466 году Чехи снова взяли было монастырь Ченстоховский. Св. икона Богородицы хотя и не была тронута при этом, но монастырю вообще нанесен был в это время особенно чувствительный урон в том, что в это по преимуществу нападение на него вместе со многими драгоценностями костела утрачены разные древние документы, имевшие отношение к истории св. иконы Богородицы до XV века и важные для ней. После сего Чешского погрома Ясногорский монастырский храм был обновлен, св. икону Богородицы тщательно склеили и оправили, отправляя ее для этого нарочно в г. Краков, — после чего с большим торжеством поставили ее на прежнее место в новом киоте, великолепно отделанном и богато украшенном, сделанном из черного дерева. Из числа особенно усердных украсителей его отмечается преимущественно великий коронный канцлер граф Оссолинский, в 1650 году, когда и главный монастырский костел был перестроен гнезненским архиепископом Лубенским.
При короле Сигизмунде III, около Частоховского монастыря возведено было большое укрепление, — для этого нарочно был прислан от короля придворный архитектор, который трудился над работами тут двенадцать лет (1621 -1633г.). Крепость сооружалась весьма тщательно: когда было, впоследствии, нападение Шведов, Варшава и Краков взяты были ими, но Частоховской крепости они не могли взять и в продолжение 40 дневной непрерывной осады со штурмом.
В 1644-1650 г. к храму, где св. икона Богородицы, пристроен с южной стороны громадный костел в чисто латинском вкусе, существующий во всем его великолепии внутреннем доныне. От этого костела меньший храм-«каплицу» св. иконы отделили большой железной решеткой, во внебогослужебное время, обыкновенно, запираемой. Этот костел своей поражающею громадностью совсем стушевал прежний храм Богородицы Ладислава Опольского, а решетка сделала св. икону не всегда доступною для всех богомольцев, обособила, уединила ее. В то же время устроено и ризничное помещение в италианском вкусе, существующий доныне так называемый монастырский «скарбец», — сооружен и костел св. Варвары при часовне, у колодца обретения св. иконы Богородицы в 1430 году, как означено выше. Купол этого костела и весь костел патеры паулины расписали стенною живописью, как и купол часовни над самым колодцем, устроенной прежде, изображениями происшедшего на этом месте события в 1430 году.[прим]
В половине XVII века Поляки воевали со Шведами. Так как нападение Шведов угрожало, между прочим, Частоховскому монастырю, то пред нашествием их паулины, в 1655 году, увозили св. икону Богородицы в Силезию, — там хранили ее в Глоговском монастыре того же ордена Павликиан, во все время войны. Частоховская крепость действительно подвергалась в это время грозному натиску Шведов, - они штурмовали ее. Но как ни трудно было Полякам защищать крепость, они все таки устояли и отстояли ее. Шведы, занявшие почти всю Польшу, должны были удалиться от Частохова без успеха. В монастыре было в то время только 160 солдат, 60 паулинов патеров и 50 шляхтичей с женами и детьми, под начальством некоего Стефана Замойского и приора монастыря Августина Кордецкаго. Последний штурм происходил в самый праздник Рождества Христова. Шведы оставили множество трупов,— их было 1500, при тяжелой артиллерии.
С этого времени вышла у Поляков пословица: «то так трудно, как Ченстохову боронить». Около Частоховской Ясной горы доселе видны в разных местах большие бугры и ямы — остатки земляных валов Шведов и могил их.
По миновании опасности св. икону Богородицы снова, в 1656 году, привезли в Частохов и поставили на прежнее место, благодарно относя успешную оборону крепости и монастыря в оной высшей защите самой Пречистой всемощной Владычицы мира, причем в манифест короля Иоанна Казимира по обстоятельству окончания войны со Шведами, Богоматерь прямо именована «Польскою королевой».
Крепость вскоре старательно исправили во всех поврежденных местах и еще более укрепили. При ней с юго-восточной стороны сделали большой вал, причем сам король Иоанн Казимир с королевой, в 1657 году, принимал участие подвозкой земли самолично.[прим]
Приору Августину Кордецкому поставлена статуя внутри монастыря, на возвышении с юго-восточной стороны, видная и со внешней стороны, представляющая фигуру его. На усиление средств и значения кляштора с крепостью даны были королем и приговором сейма польского целые староства, — благодаря таковым наданьям монастырь потом уже сам воздвигал целые бастионы.[прим]
В 1690 году был большой пожар в Частоховском монастыре, -такой, что колокола и медная костельная крыша растопились, а все убранство разнеслось «как пух периный», по выражению описателя бедствия. Св. икону Богородицы выносили в это время в костел св. Варвары — что у известного колодца, — при этом она оказалась повреждению гарью, а в спешный унос при спешном извлечений с места стояния ее — обтертою, оцарапанною и потому при поставлении ее на обыкновенном месте было необходимо несколько исправит ее. В этом исправленном виде она остается доселе. Монастырь весь тоже был поновлен в лучшем виде, в 1702 году в нем устроено, при этом, 33 алтаря, кроме главного большого. В 1704 году он снова выдержал осаду Шведов, вполне успешно.
В 1717 году Частоховская икона Богородицы коронована. Но смыслу Латиноцерковной практики, коронация чудотворных икон значит то же, что канонизация святых, т. е. окончательное и торжественное каноническое признание особенной важности св. иконы, а также и чудодейственной Божественной силы, чрез нее и в ней проявляющейся, впоследствии чего коронованная или канонизованная святыня становится общей святыней для римляно-католиков. Отсюда известность св. иконы, чествование ее, как наиболее уважаемой и чудотворной, и распространение списков ее всюду, по всему римско-католическому миру. Короны освящаются в Риме особым чинопоследованием и потом накладываются на иконы; после чего и становятся сии св. иконы формально признанными за чудотворные. Для сего, обыкновенно, на месте нахождения св. иконы заготовляется корона в меру лика, имеющегося на ней, и отвозится в Рим, там освящается и высылается для прикрепления на своем месте. Как всечестная икона Богородицы, находящаяся в Частохове, сыздавна и всюду, где находилась, известна и славна была обильными чудотворениями и Частоховский монастырь Паулинов стал в значительной известности: то между другими св. иконами со стороны Папского двора обращено было внимание и на эту св. икону, чтобы короновать ее. По исполнении различных предварительных обследований и соглашений, на нашу Частоховскую св. икону Богородицы 8 Сентября 1717 года наложены были панским нунцием две короны — одна на лик Спасителя, другая на лик Богородицы, — причем, в вышедших из типографии Частоховского монастыря книгах «Описания торжества коронации» на трех языках, при изображении Богородицы и Богомладенца Иисуса в коронах помещен, внизу изображения, Польский герб белого одноглавого орла.
Так явились на св. Богородичной Частоховской иконе короны и так восточная православная святыня стала, как бы и впрямь, приусвоенной римскому католицизму, а по гербу — и Польскому Государству — ныне уже свершившему свое государственное историческое положение, в архив истории уже состоящее. Это приусвоение св. иконы Богородицы Польской стране и Латинянам закрепляется доселе триллионным и вообще бесчисленным количеством изображений именно с Польскими на оных надписями, описаний и молитв к ним на польском именно языке, и оно трактуется, как такое, в бесчисленных произведениях письменности беззастенчиво.
Чем более становилась известной св. Ченстоховская икона Богородицы, тем все более стекались отовсюду поклонники к ней, Ченстоховский монастырь богател не по годам, а по дням. Только, к глубокому сожалению, богатства его обращались не ко славе Господа и Пресв. Богородицы, а на служение интересам Латинства и Полонизма: около него и в нем в разное время больше или меньше, прикровеннее или смелее, нередко сосредоточивались разные враждебные всякому порядку и спокойствию сборища поляков и так, что положение его, при том как важного крепостного пункта, подчас иногда становилось даже весьма грозным и угрожающим, с чем и приходилось время от времени, так или иначе необходимо считаться Российскому государству, когда Польше, силою исторических судеб, уже должно было войти в составь его. Так, в 1813 году, светлейший князь Михаил Иларионович Кутузов, по взятии г. Варшавы, должен был нарочито командировать барона Остен-Сакена с целым корпусом войск к Ченстохову для взятия «положительно враждебной Российскому царству Ченстоховской примонастырской крепости», в которой засели собравшиеся туда с разных мест края польские повстанцы. Подступив к Ченстохову 10 Марта, Сакен немедленно очистил предместья от врагов и, после тщетной осады крепости в течение нескольких дней, должен был наконец открыть бомбардирование. Комендант крепости сдался на капитуляцию со всем гарнизоном. Взяты были 24 медные пушки, мортира, 2 знамени, 2740 ружей, множество военных снарядов и разного запасного провианта, 24 штаб- и обер-офицера, 1026 нижних чинов.
А настоятель монастыря с патерами Павликианами вынес при этом на встречу победителю св. икону Богородицы — список с состоящей у них главной чудотворной св. иконы — ту самую, которая ныне находится в Петербургском Казанском Соборе, в правом боковом Богородице-рождественском приделе его, у колонны с левой стороны придела сбоку, - куда указал поместить ее великодушный наш Государь Император Александр благословенный, украсивший ее при этом от своих щедрот богатою ризою с драгоценными камнями, по представлении ее ему полководцем бароном Фабианом Вильгельмовичем.
Там же, в Казанском соборе помещены и ключи от Ченстоховской крепости, на главной передней колонн, с левой стороны главного храма, препровожденные в собор вместе с прочими трофеями побед, одержанных в незабвенную войну 1812 и 1813 годов, с ключами от 28 городов и крепостей, вместе с серебром, похищенным французами и поляками в православных русских храмах и отбитым у них храбрыми Донцами во время бегства похитителей.[прим] Крепость Ченстоховская срыта и валы ее, по возможности, сравнены с прочей местностью, в 1845 году, — послие новых мятежных повстаний Поляков, когда Частоховский монастырь, из долженствующего быть обителью мира и безмятежного спокойствия, снова не упускал быть центром крамолы, вмещая в своих подпольных складах разное оружие для повстанцев, которым обильно снабжать их не упускал ревниво при каждом возможном случае.
Теперь, вместо крепости с пушками и мортирами, Частоховский монастырь есть обыкновенный большой монастырь латинской формы, хотя все таки прежние крамольные намерения и предприятия поляков и до последнего времени не разлучались с Ясною горою Частоховы, упорно не покидая ее ими и трудно расставаясь с нею в этом отношении. Еще и в последнее повстанье их 1863 года весьма распространены были в крае революционные медали - железные, медные и польского серебра с замечательно отчетливо вылитым изображением Богородицы Частоховским в короне, величиною в русскую 3-копеечную монету 1869 года с ушком и колечком, на которых с одной стороны вокруг изображения Богородицы слова «Bogarodzica Dziewica Częstochowska», с другой — терновый венец и на нем надломанный крест с рельефным латинским изображением Распятого и ветвь розги, а вокруг слова: «Boźe zbaw nasz kraj», — как это можно видеть на одной из таковых медалей, имеющейся в музее церковно-исторического общества при Киевской Духовной Академии, как одном из памятников тревожного для западных окраин России того времени, которыми пропаганда и ржонд святотатственно мутили умы, не стесняясь обращать даже самые священные знамения св. веры вековечного спасения людей в постыдные средства к возбуждению и поддержанию гибельных смут.
С восточной стороны монастыря, ныне, на месте былых разных бастионов и воинских валов — прекрасный обширный парк с прелестным лугом, состоящий в ведении городского магистрата и городу принадлежащий. Тут лучшее, всегда доступное для всех место прогулок и мирное, спокойное, вполне привольное для многочисленных богомольцев, стекающихся из-за сотней верст на Ясную гору ради святой на оной иконы Пресвятой Богородицы. Прекрасные, душистые тополи, сирени разных сортов, высокие акации, каштаны, ели… Тут по всему парку в обилии. Именно прелестен бывает этот парк особенно в мае, когда разнообразные деревья его все в цвету и все цветы обаятельно душисты. Когда и вся, примыкающая к этому парку длинная городская каштановая аллея бывает необычайно нарядна и нежно душиста при полном цвете широковетвистых каштанов ее. Когда же бывает особенно большой прилив богомольцев — в последних числах августа и первых сентября, иногда до 200000 в раз[прим] то этот громадный парк, недели на 2½, всплошь занимается самою пестрою массой самого разнообразного люда, в нем, обыкновенно, и ночующего, в нем и молящегося с пением разных религиозных гимнов.
Парк сделан на суммы, Высочайше ассигнованные Его Величеством блаженной памяти Государем Императором Николаем Павловичем. В средине этого прекрасного парка, прямо против городской аллеи и против монастырского Богородичного костела с св. Богородичною иконою совне его красуется превосходная громадная фигура покойного «Царя Освободителя», Государя Императора Александра Николаевича — памятник, сооруженный, с Высочайшего соизволения, на пожертвования сельского населения всех десяти губерний Привислинского края России, открытый 17 апреля 1889 года.[прим] Посреди каменной площадки—террасы ширины и длины по 75 погонных футов, устроенной в форме греческого креста, высится бронзовая величественная фигура Императора, вышиною 5 аршин. Государь изображен в обще-генеральском мундире и с обнаженною головой.
С плеч бюста его ниспадает порфира почти до средины пьедестала. Левая рука свободно опущена к низу, придерживая порфиру, правая же указывает на сверток достопамятного манифеста 19 февраля 1864 года. Для входа на площадку к памятнику с фронта устроена монументальная лестница с наклонными ступенями на подобие существующей в Рим, ведущей к памятнику Марка-Аврелия. Государь обращен лицом к городу и вся его фигура, приходящаяся как раз прямо против средины средней аллеи, видна на всем длинном пространстве этой аллеи, т. е. со всего города. Над головою же этого величественного государева бюста прямо приходится внекостельный большой образ Богородицы, состоящий позади главного Богородичного образа, с фонарем пред ним и светящеюся в оном лампадой.
С сторон монастыря — южной, северной и западной — тоже нет уже ничего, что напоминало бы о его былом воинственно угрожающем характере. С южной стороны — ровная покатая площадь с несколькими лавочками, где во время стечения богомольцев продаются разные мелочные вещи. Городской квартал строений с гостиницами и магазинами в них. С северной — жилые здания граждан с садами и гумнами, по роду их занятий, как огородников и земледельцев. С западной же — просто пахотное поле по склону горы и потом по равнине, на далекое пространство.
Ради св. иконы Богородицы, в Частоховский монастырь стекается множество богомольцев разных званий и состояний и из разных мест, в известные сроки по несколько тысяч одновременно. И это стечение людей туда бывает далеко не всегда, как бывает в наших знаменитых православных лаврах — Троице-Сергиевой, Киево-Печерской, Почаевской, Александро-Невской и других знатных монастырях — Соловецком, Воронежском, Задонском… где богомольцы постоянные до тесноты от них в храмах, — а здесь лишь в известные дни и недели — именно в так называемое одпустовое время.
У латинян существуют индульгенции — какие-то снисхождения, послабления, временные отпущения временных наказаний, заслуженных человеком у Божия правосудия за грехи, одпусты. Хотя во св. таинстве покаяния, или исповеди и отпускаются человеку-христианину грехи и вечные за них наказания, но, по учению латинян, не всегда отпускаются временные наказания до смерти и по смерти до всеобщего Божия суда, как необходимое довлетворение правде Божией за виновность от греха, — между тем эти наказания непременно должен понести человек в этой жизни, или по смерти (в чистилище) для удовлетворения-выплаты Божией правде. Избавиться от этих наказаний, выкупиться от этой выплаты, получить полный отпуск и в грехе и в наказании за грех грешник, по их учению, может лишь при пособии из какого-то церковного скарба, состоящего из особых Христовых заслуг и запаса-излишка сверх-должных добрых дел, накопившихся от дел святых, состоящего, по ихнему верованию, в ведении и распоряжении римского папы и тех, кому это от него предоставлено.
Выдается же из этого скарба столько и тогда, сколько когда и где кому от сих особ заблагорассудится предоставить, или сколько, когда кто, где захочет и расположится приобрести по соглашению с раздаятелем сего. Право сообщения одпустов другим лицам, местам, временам уделяется папой и его конгрегацией известным бискупам, ксендзам, некоторым монастырям, костелам, престолам, костельным празднествам, известным действиям… Кто напр. сходит на богомолье в известное назначенное место, будет у исповеди в известном определенном месте, у определенного лица, при известной указанной святыни сделает приношение известному монастырю или костелу, на известное определенное дело, прочтет указанные молитвы… тому прощается в силу сего такое-то и такое-то прегрешение, как вина пред Господом, Грех прощается исповедью, а виновность греха пред Богом — таковым одпустом.
Очевидно, все это есть прямое искажение св. таинства св. покаяния. Во Христовой Господней церкви есть только один отпуст, именно: в таинстве св. покаяния, где священнослужитель, по заповеди и уполномочению Господа, дает кающемуся отпущение грехов. И это опущение даруется исключительно по сил бесконечных заслуг Христа Спасителя, подъявшего на себя грехи всего мира и всех людей, а также и кару за грехи и раз навсегда — навеки удовлетворившего за грешных людей Божией правде, — что и есть исключительно и собственно Божий дар.
Усвоение этого дара людьми себе совершается именно верою, добрыми делами по вере и св. покаянием во св. таинстве и оно таким образом вполне доступно совершенно каждому и чрез каждого из священнослужителей во св. таинствах церкви. Сокровище Христовых заслуг, покрывающих грехи всего мира, есть неистощимое и доступное всем христианам всей церкви. Усвоять же кому-либо исключительно себе право на особое какое-либо обладание им и раздаяние его положительно невозможно, так как сверх должных дел ни у кого из святых Божиих угодников не было, нет и быть не может, ибо к святости и совершенству христианина границ нет и никому положить их невозможно («Будите вы совершени, якоже Отец ваш небесный совершен есть», заповедал Спаситель своим послюдователям[прим], как нет и дел, которые бы можно осмелиться считать истинному христианину излишними для высоты в святости («Егда сотворите вся повелонная вам», указываеть Спаситель Господь: «глаголите, яко раби неключими есмы — ничего не стоющие: яко еже должни бехом сотворити, сотворихомь»[прим]. Сверх должного дела какого бы то ни было проявления благочестия никто и не можеть совершить: самые возвышенные и величайшие из святых именно считали себя далеко не достигнувшими даже желаемого ими самими совершенства («Братие», говорить св. апостол Павел: «азь себе не у помышляю достигша — гоню же, аще и постигну»[прим]. Святые могут помогать нам своими праведными, чистыми молитвами, как и мы можем помогать молитвами друг другу, — брать же у святых какую-то долю из их добрых дел и передавать, усвоять другим кто может дерзнуть признать себя в силе к сему и в праве и как оказаться так просто доверчивым, чтобы и положиться на действительную обеспечивающую спасение верность этого самосозданного права; и как, подлинно, знать эти дела, какие из них сверхдолжны и какие нет, —и как передавать усвоять их другому?!
Но, как бы то ни было, во всяком разе, невзирая ни на что, чрез все такое у латинян обаятельно проводится в народные массы представление об особенном величии и преймущественном значении их папы, коего власть над умами и сердцами таким образом столь оказывается превознесенною, что, в силу сей доктрины, ей подчиненными становятся и самые наиболее чтимые и действительно преимущественные святыни, — независимо того, что одпусты сии надежно и сильно способствуют увеличению богатств римской курии.
К местам одпустовым, посему, и бывают, обыкновенно, больше или меньше приливы богомольцев в определенные - именно одпустовые времена не в силу лишь святости особенных священных предметов, в сих местах имеющихся, а наибольше, а то и собственно по желанию воспользоваться именно одпустом, соединенным с таковым местом в известное время.
И вот, так как Частоховский монастырь есть такое в римско-католическом мире место, которое наделено особенно значительными и потому заманчивыми одпустами (в 1796 году папа Пий VI предоставил ему на вечные времена право раздачи опущений для всякого, кто 8 дней в году, в известные праздничные в его костелах дни, побывает там у исповеди, причастия и богослужений, папа Пий VII к столетней годовщине коронования св. иконы Богородицы в 1817 году дал одпуст на целые 100 лет для каждого, кто посетит монастырь в это число и заручится здесь получением одпуста…), то в эти одпустовые дни, особенно ко дню 27 августа, по восточному счислению, или 8 сентября, по западному, и бывают громадные приливы богомольцев на Ясную гору и наибольшее, именно поразительно — громадное количество их всегда ко времени последнего названного одпуста, так и известного под названием «самого большого» — в конце августа и в начале сентября, недели на 2—2½[прим]
В эти дни массы самого разнообразнейшего люда «компаниями» с разнообразными пением и музыкой почти всплошь покрывают гору, парк, городскую аллею, занимают и весь монастырь. Вот общее изображение ясногорских латинских паломников-богомольцев, со слов очевидца 1874 года: «24 августа. Вблизи одпуст в монастырь. Отвсюду идут «компании» поклонников на Ясную гору, со всех сторон города. Человек по 100, 200 и даже 500 и 700 в «компании». Только мимо окон моей квартиры прошло по меньшей мере 50-60 компаний. Так почти всплошь непрерывно и идут, одна за другою. Но не смешиваются, каждая идет своим гуртом. И все поют — одни так, друге инаково. Одни то, другие другое. И не то, чтобы только пели, а просто иные прямо горланят, орут. Под городом, обыкновенно, делается ими привал, все подкрепляют себя питьем и едой, а затем уже дружно, бодро вступают в город. У иных музыка, бубны, у других только колокольчики. Все стремятся на гору. Впереди у каждой компании дюжий, здоровый, бодрый, высокий человек с большим крестом на древке в руках, который так и несет обеими руками, подняв высоко. По сторонам его товарищи его — с хоругвями. За крестом — запевало с книгою в руке. Толпа вторит пением того, что проговорит этот запевало, или правильнее — что прокричит он. За людьми — телеги обозом до 20 и более, с сумками и даже с сундуками. В целом весьма эффектно. Состав компаний даже видимо заинтересован и гордится этим эффектом. Когда идут и поют, они не сосредоточены в себе, а озираются по сторонам, смотря и наблюдая, глядят ли на них, поражаются ли ими. И особенно озирается передовой вожак, запевало. Ежели проходят мимо домов, из которых смотрят в окна или с балконов, тон запевалы возвышается и вся масса горланит сильнее, а музыканты крепче, чаще и сильнее ударяют в бубны, так что окна дребезжать. Когда «компания» встречается с другою «компанией», идущей уже с Ясной горы, то крест и хоругви обе «компании» с обеих сторон наклоняют, как бы кланяясь ими друг другу, здороваясь друг с другом. Сами же люди поют, не обращая никакого внимания одни на других, лишь смотрят на окна улицы, глядят ли на них со стороны. А прежде с наиболее значительными «компаниями» ходили «ксендзы впереди запевалы, с крестом в руках и в облачении. Таким крестным походом они проходят селения, а в прежние времена проходили и города по пути…»
Еще: «Идя по Краковской улице (24 августа 1877 года) встретил «компанию» из женщин — свыше 200, — лишь крест несет впереди мужчина. Вся эта масса безобразно поет, крича на разные лады, —— видимо довольно подвыпили под городом и вообще в возбужденном положений. Ввиду приближения их, на костельной колокольне звонят. Все прямо направились к городскому костелу. Вошед в ограду его, все пошли вокруг костела по солнцу, т. е. с левой стороны к правой. Зазвонили во все колокола, — звон и крики поющих поражающие. Обошед костел и побыв внутри его, вся «компания» сделала привал в ограде. Несколько лиц отделились к монастырю с просьбой принять их в монастырь и встретить. Всё же вообще, ввиду, стало быть, новых подвигов пения, стали есть и пить…»
[ Ченстоховская чудотворная икона Богородицы, 23Mb, PDF ] |