К вечеру танковая рота гвардии лейтенанта Машинина с десантом автоматчиков подходила к Н-скому селению. Это был последний опорный пункт немцев на подступах к крупному и важному городу.
Только рота вступила в сосновый бор, как Машинин по радио получил донесение от командира разведдозора гвардии старшего лейтенанта Лучкина. Он сообщал:
— Перед нами противотанковый ров. Немцы из пушек, находящихся в дзотах по другую сторону рва, обстреляли нас. Двумя танками завязал с ними бой. Третий гвардии лейтенанта Башева — послал в восточном направлении подготовить проход в противотанковом рве.
Машинин приказал Лучкину продолжать бой, а сам с остальными танками устремился к проходу. Когда он подошёл к нему, здесь Башева уже не было. Он ушёл вперёд. Тотчас же Машинин выделил в разведдозор взвод гвардии старшего лейтенанта Агеева.
* * *
Сделав в удобном и более безопасном месте проход для танков, командир экипажа гвардии лейтенант Башев не стал ожидать подхода основных сил. Он решил действовать самостоятельно.
Машина Башева вышла на шоссе и на большой скорости рванулась к центру населённого пункта. Там находилась единственная переправа через реку.
Танк Башева промчался по улицам местечка как вихрь. Немцы даже не успели по нему сделать ни одного выстрела. Лишь когда бесстрашные гвардейцы проскочили мост и начали истреблять огнём и гусеницами гитлеровцев, занявших оборону по обе стороны моста, слева с высоты ударили по ним неприятельские орудия.
Механик-водитель гвардии старший сержант Геннадий Шемякин резко повернул танк в ту сторону, откуда стреляли немцы, и, одним рывком проскочив площадь, скрылся за домом.
В это время уцелевшие немцы поднялись и бросились к мосту, чтобы взорвать его, но тут же замертво повалились. Башев развернул башню к мосту и из неё безостановочно хлестал огонь свинца.
* * *
Разведдозор Агеева вскочил в село, когда уже Башев был на другой стороне реки. С двумя танками он пошёл на помощь Башеву, а один оставил при входе в населённый пункт вести борьбу с автоматчиками противника, засевшими в домах.
Как только Агеев проскочил переправу, взвод автоматчиков гвардии младшего лейтенанта Ванеева спрыгнул с танков и начал добивать немцев, ещё оказывающих сопротивление у моста.
Увидев подошедшие танки, Башев, скрываясь за домами, пошёл во фланг вражеских орудий. Он выскочил к ним внезапно и с хода два подавил гусеницами, а третье расстрелял.
Тем временем Агеев с двумя танками, а вслед за ними часть автоматчиков взвода Ванеева очищали дома от противника дома, находящиеся недалеко от переправы.
* * *
Остальные танки вступили в населённый пункт, когда бой шёл в центре его. Машинин быстро рассредоточил танки по улицам и они с автоматчиками стали очищать дома.
Автоматчики действовали также умело и героически. Они вовремя предупреждали экипажи об опасности, указывая им на огневые точки противника и надёжно охраняли танки, не давая гитлеровцам забрасывать их гранатами и бутылками с горючей смесью.
После того, как была очищена от немцев последняя часть селения - южная окраина, танкисты с хода преодолели другой танковый ров на подступах к городу и ворвались в него.
* * *
Так славно сражаются и побеждают танкисты. Спутник их победы - мастерство и героизм.
Гвардии старший лейтенант
В. Иванов