В августовские дни сорок второго года девятнадцатилетний Иван Иванов был призван в Красную Армию. Тогда же вступил в комсомол. В автобиографии коротко писал:
«Родился 4 сентября 1923 года в городе Сызрани, в семье рабочего-железнодорожника. Окончил шесть классов. Поступил на производство учеником маляра. Потом освоил специальность слесаря. Работал в мастерской на железнодорожной станции».
Старательно трудился парень, хорошо отзывались о нем товарищи. А когда молодому рабочему пришлось взять в руки оружие, дали ему наказ:
— С достоинством и честью защищай, Ваня, Отчизну, блюди честь нашего коллектива!
— Обещаю,— заверил Иван. — Спасибо за воспитание, за все хорошее, что вы сделали для меня.
Тяжелые дни переживала тогда наша Родина. Враг прорвался уже к Ленинграду, подступал к Смоленску, бесчинствовал на Нижнем Днепре, штурмовал Одессу.
Фронту нужны были танкисты, и Иванова, как парня смекалистого, понимающего толк в технике, направили в учебный танковый батальон. Времени на обучение отводилось тогда мало, но курсант оказался способным и быстро освоил сложную боевую машину. Экзамен по технической подготовке сдал на «хорошо», получил квалификацию механика-водителя танков.
И вот он на фронте. Правда, водить боевую машину воину довелось не сразу, сначала его назначили стрелком-автоматчиком. Лишь в сорок четвертом году Иван Михайлович взялся за рычаги управления прославленной тридцатьчетверки. И сразу в бой.
Батальоном, в который перевели Иванова, командовал Герой Советского Союза майор С. В. Хохряков. Смело действовали его танкисты. Находясь в головном отряде, они стремительно продвигались вперед, умело маневрируя на поле боя, обходили опорные пункты врага, а встретившись с ним, беспощадно уничтожали гитлеровских солдат и офицеров.
С первых же дней службы в танковом батальоне Иванов показал себя отважным человеком. Ему присвоили звание сержанта, а затем старшего сержанта, назначили комсоргом танковой роты. На груди воина появился знак «Отличный танкист».
…Бои шли уже на территории Польши. Вот тут-то и проявилось в полной мере боевое мастерство гвардии старшего сержанта Иванова. Танк, который он вел, первым ворвался в город Метуз, за ним — другие машины. Гитлеровцы, не ожидая такого молниеносного продвижения советских танкистов, растерялись. И вот уже уничтожено не менее ста пятидесяти фашистов, больше пятидесяти автомашин, девять пушек с расчетами, много пулеметов.
Вскоре подоспели наши основные силы — и город Метуз был освобожден. А дальше — борьба за город Ченстохов. Это крупный промышленный центр, расположенный на реке Варте. Здесь сосредоточены железнодорожный узел, металлургический, машиностроительный и велосипедный заводы, текстильные фабрики. Гитлеровцы старались во что бы то ни стало удержать столь важный стратегический пункт за собой. Они стянули сюда значительные силы, большое количество боевой техники.
Советские войска вплотную приблизились к городу. И тут экипаж советского танка, который вел Иван Иванов, снова проявил беспримерное мужество и отвагу. Он смело повел свою машину к центру города. Фашисты обстреливали советских танкистов из пушек и пулеметов, забрасывали гранатами.
В какой-то миг взрыв большой силы подбросил переднюю часть танка. Машина остановилась. Командир танка был убит, командир орудия тяжело ранен.
Командование танком принял на себя гвардии старший сержант Иванов. Вместе с заряжающим и стрелком-радистом он продолжал выполнять боевую задачу.
Но вскоре получил тяжелое ранение и заряжающий.
Вести огонь из танка оказалось невозможным. Тогда Иванов снял пулемет и спустился на мостовую. За ним выполз стрелок-радист. Прикрываясь броней машины, воины вступили в перестрелку с засевшими в домах фашистскими автоматчиками. Бой продолжался до позднего вечера. Но вот у танкистов иссяк запас патронов, кончились гранаты. И радист не мог поддерживать связь с командиром подразделения. Оставалось одно — отходить.
Двое отважных воинов эвакуировали своих раненых товарищей, вынесли тело командира. А наши подразделения тем временем продолжали продвигаться вперед, захватывая квартал за кварталом. Вскоре город Ченстохов был освобожден. Жители его с ликованием встречали своих освободителей. Волжанина представили к награде. В представлении майор Хохряков писал:
«За исключительные подвиги, обеспечившие батальону выполнение боевого приказа, гвардии старший сержант Иван Михайлович Иванов достоин звания Героя Советского Союза». 10 апреля 1945 года Президиум Верховного Совета СССР присвоил нашему земляку это высокое звание.
Наши войска продолжали громить гитлеровские полчища, стремительно подвигались к логову фашистского зверя — Берлину. Захватив его, они совершили стремительный бросок к столице Чехословакии Праге. Участвовал в этих операциях и комсомолец Иванов.
…Отгремели залпы Великой Отечественной войны, но не кончилась военная служба гвардии старшего сержанта И. М. Иванова. Он остался на сверхсрочную, решил передать свой богатый боевой опыт воинам, пришедшим на смену отцам и старшим братьям после великой победы.
В 1951 году старшина Иванов вступил в ряды Коммунистической партии, стал принимать еще более деятельное участие в общественной работе. Воины подразделения, в котором он служил, дважды избирали его народным заседателем. А в 1953 году выдвинули кандидатом в депутаты городского Совета.
Выступая перед избирателями, И. Иванов говорил:
— Одержав замечательную победу над гитлеровской Германией, наш героический народ уверенной поступью идет к своему светлому будущему — коммунизму. Наш долг — бдительно охранять мирный труд советских людей, сделать все для того, чтобы ни один агрессор не посмел больше напасть на страну социализма. Я, в свою очередь, обещаю оправдать ваше доверие.
Годы тяжелых военных испытаний надломили здоровье Ивана Михайловича. Пришлось, как он сам говорил, «переключиться на гражданку».
Он пришел на Сызранский завод тяжелого машиностроения:
— Устраивайте, товарищи, на работу, если есть такая возможность.
Кадровики такую возможность нашли. Иванов долгое время работал бойцом военизированной охраны, дежурным бюро пропусков, начальником группы охраны. И лишь в 1961 году, когда состояние здоровья резко ухудшилось, перешел на пенсию.
Болезнь оказалась роковой: Иван Михайлович скончался.
…Растет, стал уже взрослым сын Героя Евгений. Он окончил профессионально-техническое училище и долгое время работал на том же заводе токарем-карусельщиком. А теперь служит в Советской Армии. Уходя на призывной пункт, Евгений заверил товарищей, что будет стоять на страже Родины так же самоотверженно, как самоотверженно защищал её отец.